фильм "Край" Алексея Учителя

Фильм “Край”, (2010). Рецензия

фильм "Край" Алексея Учителя
фильм “Край” Алексея Учителя

Алексей Учитель показал нам свое новое творение – и оно, пожалуй, является одной из самых удачных попыток перевести на русский лад голливудский шаблон блокбастера.

Российским кино очень трудно кого-либо заинтересовать. Да и порекомендовать его кому-либо очень сложно. Конечно, оно вовсе не такое плохое – просто не направлено на широкого зрителя. Оно специфично. Так, например, комедии можно порекомендовать людям, которым нравится юмор Comedy Club, а если по душе полная чернуха, то тогда фильмы, как взгляд на бандитские 90-ые.

Алексей Учитель же создал картину, которую можно рекомендовать всем и без каких-либо объяснений. Она просто нравится. Она не выбирает своего зрителя. Скорее зритель выбирает её.

Машинист Игнат (роль играл Владимир Машков), слегка контуженый, после Великой Отечественной Войны отправлен в поселок Край за опасную любовь к паровозам. Тут же, на месте, он забирает женщину у местного машиниста, а чуть погодя едва не угоняет целый паровоз. Однако склонность к азартным играм подвела главного героя – его понизили до должности кочегара. Услышав, что где-то в глубоком лесу стоит заброшенный поезд, он отправляется в поиски своего локомотива. Слухи, правда, были не полные – оказывается, к составу прилагалась еще и немка, которая сбежала от происков кровавой гэбни и несколько лет прожила в лесах, совсем не зная и не ведая о том, что в стране была война. Вернувшись с подобной добычей в поселок, вполне естественно, Игнат сталкивается с полным непониманием со стороны населения. Местные косятся на немку, которая на страшном для тех времен немецком болтает без умолку, а еще больше пугаются трофейного паровоза, которого также, по-фашистки, зовут «Густав». Жители подначивают Игната, говорят ему, что «Больше полтинника разогнать не получится!». Русская душа подобного не прощает – раз уж смеются, значит, он сможет.

И вот с таким сюжетом режиссер Алексей Учитель создал настоящий сюрприз для российского зрителя.
Собственно, о том, что это будет блокбастер, говорил еще и плакат с мускулистым Машковым на фоне паровоза, на котором была большая красная звезда и надпись «The Edge». Но никто не верил – все помнили Учителя по его бунинским поступкам, экранизации Маканина и мечтательным произведением «Космос как предчувствие». И как бы это ни было парадоксально, именно Учитель и снял то, что у других не получалось – боевик-блокбастер.

Фильм «Край» по духу и атмосфере находится где-то между «Особенности национальной охоты» и «Утомленные солнцем-2». И в таком контексте очень нетрудно догадаться, что сравнение с лентой «барина» Михалкова будет являться одним из негативных моментов. В «Крае» история – лишь декорация, к ней полностью потребительское отношение. В нем эффектность, лоск, широкий размах – это же голливудский шаблон блокбастера! Кстати, неспроста именно «Край» номинировался на «Оскар». И, что еще хочется сказать насчет этого – уж часто «Край» переходит совсем за край!

Первым кардинальным отличием от картины Михалкова является наличие чувства меры. По ходу картины никто «не ходит в туалет» на врагов (но задницу показывают), не показывают умирающему груди (хотя бюст все-таки покажут, и даже не один) – и уж точно, не крестят мину. Ну и что еще очень важно – никто не преподносит «Край», как достоверное кино, не называет её исторической лентой и не преподносит её, как «подарок» ветеранам на День Победы. И именно такое позиционирование «убило» «Утомленные солнцем-2» – зрители просто не поняли того, что им показывают. Их обманули с обещаниями, и не показали великое кино о великой войне. Учитель же заявил просто и ясно: «Это кино возникло из идеи гонок на паровозах».
Несколько абзацев про явные преимущества края.

Для начала скажем о том, что ситуация с жанровым кино в России хоть и не совсем аховая, но сложная. Хуже, чем с арт-хаусом, в котором каждый месяц новые интересные имена и ежегодные успешные турне по различным кинофестивалям. А вот мейнстрим все пытается и пытается догнать Голливуд, уже просто копируя схемы в попытке создать что-то свое, какой-то новый жанр. Но будь это даже триллер «Юленька» или же танцульки «Первая любовь» – результат оказывается таким, что слезы льются.

Вот есть же утверждение, что самыми красивыми людьми являются метисы. Вот примерно то же самое можно сказать и о кинематографе – самые красивые и интересные результаты получаются у тех, кто не боится экспериментировать с жанрами, их сочетаниями и различными культурами. В частности, хочется сказать о том, что простое копирование и заимствование бездумно и глупо – но, к сожалению, именно таковы российские реалии. Простейшим примером грамотного построения и встраивания жанров в логическую цепочку – картина «Брат-2». Да, он голливудоподобный, но он очень хорошо адаптирован к эпохе бандитских 90-ых – со всеми её приметами, проблемами. И поэтому он до сих пор остается лучшим российским блокбастером. Не побоимся этого слова – «народным» хитом. Среди арт-хауса выделяется «Юрьев день» Кирилла Серебренникова. И хотя можно не соглашаться с утверждением, что в России есть свой «Сайлент Хилл», и начинается он при отъезде на 200 километров от Москвы, но идея слить американские ужасы и отечественную чернуху – очень и очень хороша. Андерс Банке и Сэм Клебанов также смогли сделать удивительную вещь – взять практически весь гонконгский фильм «Горячие новости» за основу, но при этом переиначить его так, что он становится родным и интересным. Узнать в нем китайские корни практически невозможно.

Так вот, «Край» Алексея Учителя является хорошей русификацией голливудского гоночного боевика.
Если же делать его из иностранных деталей (как это сделано в «Стритрейсеры»), то вместо «Мерседеса» получаются жалкие Жигули 60-ых годов производства. Понятное дело – очень разные бюджеты и реалии, непонятные нашему зрителю. А вот если взять и вместо гонок на оттюнингованных автомобилях устроить соревнования на паровозах (благо, РЖД предоставит разные составы), а главной героиней окажется не известная красавица из глянцевого журнала, а простая девушка в ватнике, и поместить сюжет не в современность, а в послевоенный СССР, то получится очень красиво, эффектно и самобытно. Так и сделал Алексей Учитель.

И хотя фильм мучает нас анекдотическими стереотипами, включая мутные бутылки с самогоном и медведями, но все равно «Край» остается блокбастером, который завоюет сердца зрителей. И хотя типичным героем блокбастера является Рэмбо, то в наших реалиях это заросший щетиной и растительностью русский мужик.

Хотя, конечно, можно и возразить, что это ни русификация – а лишь экспортный образ. Ведь именно такой Россию представляют на Западе. Но ведь и добрую традицию – «каждый год 31 декабря мы ходим в баню» – отнюдь не в США придумали.

Трейлер:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *