Кто из вас любит читать книги? А кто творчество Эриха Марии Ремарка? Экранизацию книг писателя увидишь не часто, да и вообще в 21 веке их вроде, как и не было. Но вот 12 сентября на 47-м международном кинофестивале в Торонто был представлен фильм «На Западном фронте без перемен». 7 октября лента эксклюзивно показывалась в парижском театре в Нью-Йорке и 28 на Netflix стартовала премьера для всех зрителей.
Книга на которой был основан фильм считается одним из популярных антивоенных романов 20 века. Фильм уже едет на Оскар представлять Германию, а оценки на всех агрегаторах более чем положительные, как от критиков, так и от зрителей. Такое единодушие встретишь нечасто. И конечно стоит разобраться, оправданы ли те оценки или тут сыграло громкое имя писателя и тематика?
Почти 100 лет назад Эрих Мария Ремарк опубликовал роман “На Западном фронте без перемен”, в котором рассказал о своих похождениях в качестве молодого солдата на Первой мировой войне. Всего два года спустя – в 1930 году – Льюис Майлстоун снял по этой книге фильм, получивший в итоге премию “Оскар” за лучший фильм.
“На Западном фронте без перемен”: немецкая экранизация Эдварда Бергера вышла на Netflix
Теперь впервые появилась немецкая экранизация этой повести, созданная для стримингового провайдера Netflix. Фильм доступен там с 28 октября 2022 года. Его режиссером стал Эдвард Бергер, получивший недавно множество положительных отзывов за художественный фильм “Вся моя любовь”. Надежды на “Оскар” возникли быстро, ведь еще до премьеры фильма на кинофестивале в Торонто “На Западном фронте без перемен” был выбран жюри в качестве немецкого кандидата на “Оскар”. Фильм уже завоевал четыре трофея на церемонии вручения премии “Оскар” в 2023 году в ночь с 12 на 13 марта. О том, что делает фильм достойным внимания и в чем его слабые стороны, читайте здесь!
На западном фронте без перемен
Для начала минутка истории. Книга «На Западном фронте без перемен» была написана Ремарком в 1928 году и основывалась на его опыте. Эрих прослужил на том самом Западном фронте полтора месяца, пока не получил осколочное ранение и его отправили в больницу, где он и провел остаток войны. Повезло, а ведь мир мог и не увидеть его книг. Так вот, история о Первой мировой войне конечно принималась издателями скептически. Хотя и отмечался высокий литературный текст, издавать ее никто не спешил.
10 ноября 28 несколько отрывков были напечатаны в газете и вызвали колоссальный восторг. Последовали заказы на печать книг, и в 1929 году началась публикация. Роман произвел фурор в обществе и бурные дискуссии. В 1930 году уже была готова ее экранизация, вот только в Германии она была запрещена. Но Ремарка выдвинули на Нобелевскую премию, но Союз германских офицеров был против, так как книга очерняла немецкую армию, дискредитировала так сказать.
В общем, его книги в стране начали сжигаться, а самого писателя назвали предателем народа, лишили немецкого гражданства и Ремарк был вынужден переехать в США. В 1979 году была еще одна экранизация романа и вот в 2022 увидела свет современная история. Лента была анонсирована еще в 2020, а снимал её Эдвард Бергер, немецкий режиссер, приложивший руку к сериалам «Ваша честь», «Террор» и «Патрик Мелоус».
Съемки начались в 2021 году и проходили в Праге, Чехия. По сюжету группа подростков в Германии, поверившие пропаганде о величии армии, как скоро будет одержана победа и все вернуться героями, отправляются на Западный фронт. Естественно, почти сразу приходит осознание ужаса войны, рядом начинают гибнуть твои друзья. Здесь конечно с самого начала нам демонстрируют как работает пропаганда. Простой солдат Генри Гербер гибнет под пулями на фронте. С него снимают одежду, как из других, отправляют в прачечную, где ее отмывают и зашивают. И вот она попадает в руки главного героя Пауля Боймера.
Эдвард Бергер – немецкий режиссер, родившийся 31 июля 1970 года в Гамбурге, Германия. Он получил образование в Гамбургской академии искусств и начал свою карьеру как режиссер короткометражных фильмов.
Бергер прославился благодаря своей работе в телевизионной индустрии. Он снял несколько сериалов, включая “Криминальный город” (2013) и “Мандельштам” (2014). Его работы отличаются высоким качеством съемки, проникновенными персонажами и глубоким изучением человеческой психологии.
Одним из наиболее известных фильмов Бергера является “Джек” (2014), который был номинирован на премию “Золотой глобус” в категории “Лучший иностранный фильм”. Фильм повествует о 10-летнем мальчике, который вынужден бороться за свою независимость и самостоятельность после смерти матери.
Бергер также работал над международными проектами, включая сериалы “Патриот” (2015) и “Секретные материалы” (2016). Он продолжает активно снимать и доказывать свое мастерство в области режиссуры.
Пауль думает, что дали форму по ошибке, так как замечает нашивку с именем Генриха, на что получает ответ, — «Что наверное форма ему была мала» и отрывают его имя. Вот так и происходит обман неокрепших умов в стране, которые отправлялись и гибли на фронт практически ни за что. Книга, а впоследствии и фильм, «На Западном фронте без перемен» демонстрирует нам всю бессмысленность этой бойни. Как буднично и быстро одежда сменяет своих носителей, как сменяются характеры персонажей, и конечно же всеми знакомый кинематографический пейзаж войны – окопы, дождь, грязь и лица солдат, ждущих когда в них прилетит какой-нибудь снаряд.
Лицо солдата в окопах первой мировой войны
Лента показывает нам трех главных участников войны, простых солдат, генерала и делегацию по перемирию. История старается быть непредвзятой, хоть здесь и есть отчетливый антагонист в лице генерала. Но события показываются не с точки зрения «хорошо или плохо». Поддаются они так, как есть – вот вам окопы, смерть, стрельба, а вы уж сами решите, как к этому относитесь. Как уже упоминалось выше, главным героем истории является Пауль Боймер. Вместе с компанией друзей он отправляется на фронт, где находит еще парочку товарищей.
Исполнил роль Пауля Феликс Каммерер. Вообще, почти на все роли режиссер брал лица малоизвестные, так как не хотел, чтобы к кому-то зритель привязывался только из-за имени. Наверное только Даниэль Брюль единственный знакомый массовому зрителю. Так вот, Феликс нашелся в театре и увидев его, Гербер решил пригласить на кастинг. В итоге отсмотрев около 500 кандидатов на главную роль, Феликс все-таки был утвержден.
Естественно парня уже называют открытием для кинематографа и его ждет хорошая актерская карьера, если он только захочет конечно. С этим действительно трудно не согласиться, ведь как раз от него зависело восприятие фильма зрителями. Смысл в том, чтобы продемонстрировать ужасы войны. Если бы Феликс не справился со сменой характера своего персонажа, то вся магия фильма была бы разрушена. Но он справился на все сто процентов. Его персонаж всего за год, а для нас за два с половиной часа, меняется до неузнаваемости – от веселого, улыбающегося юноши до матёрого и безразличного солдата, бегущего в бой выполнять последний позорный приказ своего командира.
Наибольший актерский вызов в фильме “На Западном фронте без перемен” брошен новичку Феликсу Каммереру, который до сих пор играл в основном на театральных подмостках. Свою первую главную роль в кино он играет убедительно. Ужас Пауля и, наконец, его отставка вновь и вновь отчетливо читаются на его лице. Кроме Каммерера, это прежде всего Альбрехт Шух, который неоднократно придает глубину своей роли “Кэт” – например, в сцене, где Пауль читает своему приятелю депрессивное письмо из дома, поскольку тот не умеет читать. У голливудской звезды Даниэля Брюля небольшая, но все же решающая роль второго плана – Маттиаса Эрцбергера, влияние которого, однако, становится заметным лишь в конце фильма.
Кто еще вызывает сильные эмоции, так это тот самый генерал Фридрих. Вот только со знаком минус, конечно же. Исполнил его Девид Штрисов и персонаж ничего кроме отторжения не вызывает, но так и надо. Естественно он противник мирного договора, считая что тем самым политики продают родину и сдаваться не собирается. Вот только пока на фронте выстроили настоящий конвейер смерти, генерал воюет сидя у камина под вино. Его слова о том, что он солдат и его отец воевал в трех войнах, только усиливают негатив по отношению к нему. Именно он отдает тот самый приказ в бой за 15 минут до наступления мира.
В ленте присутствует и дипломатическая линия, которую и возглавил Дэниель Брюль. Этой линии в романе Ремарка не было и добавлена она Бергером. Конечно, работая над своей книгой Ремарк не знал, что будет дальше, какие события последуют после войны. Бергер же решил добавить эту линию, так как считал, что именно этот мирный договор, подписанный на позорных условиях для Германии, приведет ко Второй мировой.
Именно Маттиас Эрцбергер осознавал ужас происходящего и прочувствовал его на себе, начиная спорить с руководствами просить о мире. И именно этот мир новая власть Германии посчитает издевательством над ними. Компания же друзей у Пауля получилась разношерстной. Вот только не все доживут до конца. У тех кто продержится дольше, будет больше экранного времени и раскроют их получше, а поэтому ничего больше говорить не буду, дабы не спойлерить всем тем кто не смотрел и не читал.
Обмундирование, оружие, реквизит в фильме абсолютно реалистичны
Техническая составляющая в фильме также на высоком уровне. Это конечно не прошлогодний «1917», где лента идет как будто снята одним кадром. Бергер не ставил себе изощренную задачу. Необходимо было просто показать действия с максимальной реалистичностью, и на мой взгляд задача была выполнена. Костюмеры постарались над воссозданием экипировки солдат времен Первой Мировой, декораторы потрудились над антуражем и снял это оператор Джеймс Фрэнд. Не сказать чтобы у него была выдающаяся карьера оператора, 61 работа в большинстве сериалов, но данную работу можно ему занести в актив.
Все грамотно и по делу, отличная работа с планами и ракурсами. А сцены боев поставлены на достойном уровне. Композитором же ленты выступил Фолькер Бельтерман. И здесь не будет запоминающихся музыкальных тем, да и закадровой музыки как таковой здесь нет, есть звуковое сопровождение. И вот один громкий звук, который будет присутствовать на протяжении всего фильма, вы запомните надолго, настолько он резкий и въедающийся в мозг.
Знаете, в целом в фильме даже придраться не к чему, а скорее придираться и не хочется. Здесь важен посыл, который несет первоисточник, и режиссер передал его на сто процентов. Нечасто увидишь на экране кино о войне, показывающее другую сторону. Обычно мы видим историю победителей, а история проигравшая нечастый гость на экране. Причем лента не старается хоть как-то оправдать то, что было. Это история Германии как страны, которую она признает.
История на то и история, что от нее никуда не денешься и пытаться закрыться, спрятаться, не говорить о ней это глупо. Пример тех времен, это негативный пример, что и демонстрирует Ремарк в своей книге и теперь Бергер в своем фильме. Ужас войны в ее бессмысленности. Огромное количество людей погибли из-за дурацких решений в дурных головах. К сожалению, Первая мировая была лишь предпосылкой еще более страшным событиям, которые, не хочется чтобы повторялись. Именно об этом вам фильм и расскажет. Историю пишут победители, проигравшим стоит учиться на ошибках. Да и всему миру нужно учиться на ошибках истории, не только своей и никогда их не повторять.
«На Западном фронте без перемен» это великолепное и достойное кино, а самое главное актуальное, как бы страшно это не звучало. Лента показывает, как за красивыми словами скрывается самый настоящий и темный мрак, как за красивой мишурой пропаганды об неминуемой победе скрывается серая реальность. Лента не пытается привнести что-то новое в текст Ремарка, этого делать и не нужно. Бергер лишь напоминает, что фильмы про войну это не только развлечение и не нужно забывать насколько она страшна и ужасна.
Здесь нет места сентиментальности, присущая романам Ремарк. Здесь нет гиперболизма страдания, как это в других фильмах. Есть только стойкое ощущение реальности, как будто Бергер сам там присутствовал. Хотя конечно не стоит исключать того, что фильм просто попал в нашу с вами реальность от того и впечатление от просмотра выше.
Фильм режиссера Эдуарда Бергера – это не просто ремейк литературной классики. Это неизменно жесткий и честный фильм о жизни молодых солдат на войне, реализованный с кинематографическим совершенством и отличным актерским ансамблем. Фильм, который, к сожалению, не теряет своей актуальности и важен для сегодняшнего поколения в силу своей тематики.
А как вам фильм? Остались ли вы под впечатлением от увиденного, как и я? Или же это простое обычное кино, каких можно видеть десятками?