Художественный обзор фильмов и сериалов “Семейка Аддамс”

Идеальная семья: миф или реальность?

Наверное, у вас есть любимый персонаж поп-культуры? Попробуйте вспомнить персонажа, который не был бы сиротой. Персонажа, у которого оба родителя одинаково весомо присутствовали бы в жизни: один из них не умер бы, не ушёл бы из семьи, не пропал бы на много лет по загадочным причинам. Персонажа, который при этом имел бы относительно счастливое детство и нормальные взаимоотношения в семье.

Это наверняка сложно. И очень странно, что в итоге в голову приходит семейство Аддамс – самая идеальная семья во всей поп-культуре.

Полная семья, в которой правит любовь и уважение, а также оба родителя равнозначно присутствуют в жизни детей – это описание стереотипно «нормальной» семьи. Мы видим, как в современной культуре ощущается нехватка «нормальных» семей. Культурные явления в этом случае точно отражают жизнь. Как теперь удивляться, что единственная «нормальная» семья такая экстравагантная?

Семейка Аддамс)

Семейство Гордона Аддамса

Семейство Гордона Аддамса

Семейство Аддамс преувеличено не вписывается в общепринятые понятие «нормальности», в первую очередь из-за своего мрачного образа жизни и привлечения к Танатосу. Отец семейства – эксцентричный эмоциональный богач, его жена, в противовес, сохраняет ледяное спокойствие в любой ситуации. У них двое детей, которые никогда не улыбаются. А их игры отдают неприкрытым садизмом. Бабушка похожа стереотипную ведьму из страшных сказок. Дядя имеет нездоровую тягу к пиротехническим экспериментам. Лакей похож на Франкенштейна. Отрубленная живая разумная кисть руки – в качестве компаньона и лучшего друга. И все они живут в зловещим готическом особняке, окружённом фамильным склепом. И они искренне не понимают, что в их жизненном укладе не так.

     Впервые эти персонажи появились на страницах американских газетных комиксов в 1938 году. Их придумал художник-карикатурист Чарльз Аддамс (и да, он дал своим персонажам свою фамилию). Он нарисовал много комиксов, лейтмотив которых – столкновение мрачных Аддамсов с обычными людьми. Считается, что в человеческом существе равновесно заложены как интерес к жизни, так и интерес к смерти. Чрезмерный интерес к Танатосу (стремление к жизни) вызывает социальное неодобрение, считается чем-то явно нездоровым. На столкновении нормы и специфических интересов отдельно взятой группы людей и строится мрачный юмор серии. Конечно, юмор не детский, но очень подходит подросткам. Интерес к смерти – один из этапов взросления, без которого не происходит самого взросления.

Комиксы были настолько популярны, что на их основе запустили целый ситком ещё в шестидесятые. После была небольшая перезагрузка в виде мульт-сериала, потом серия полнометражных фильмов, потом – перезапуск оригинального ситкома, и, наконец, 9 октября 2019 года выходит очередная версия в виде мультфильма (Шарлиз Терон озвучивает Мортишу Аддамс, а Оскар Айзек – Гомеса Аддамса, и если от этой новости ваше сердце не затрепетало, то вы, вероятно, ещё просто не знаете, кто все эти люди). Из этого разнообразия мы сосредоточим внимание на первом фильме, который вышел в 1991 году.
Именно в «семейке Аддамс» наиболее ярко демонстрируется некоторая двойственность, которая присутствовала в этой серии почти что с самых первых комиксов. Режиссёром был Барри Зонненфельд (запомните фамилию, она кажется вам незнакомой, но это именно он придумал и снял «Людей в чёрном» и сериал «Лемони Сникет: 33 несчастья»), и он очень тонко почувствовал идею, которая изначально и была в комиксах семейства Аддамс. Это карикатурный рисунок «американской мечты» послевоенных лет об идеальной семье. Только снят через призму готики и гротеска.

Если оставить за скобками мрачную эстетику, то что получится? Получится богатая семья, в которой отец активный и богатый, а мать всегда красивая. Родители нежно и страстно любят друг друга после всех лет в браке. Если задуматься, Мортиша и Гомес Аддамс – это буквальное воплощение выражения «и жили они долго и счастливо, в мире и согласии, пока смерть не разъединила их». Они любят своих детей, также с уважением и заботой относятся к остальным домашним. И дети – замечательные, умные и талантливые, что важно, – чувствуют поддержку со стороны родителей и семьи, поэтому уверенно смотрят в глаза вражескому миру. И, помимо всего прочего, вся семья на одной волне: разделяет общие увлечения и интересы, с уважением относиться к интересам друг друга. Так, со стороны коллективный мистицизм и эстетика смерти выглядят как странное восхищение, но кто сказал, что это более странное занятие, чем семейные игры в «монополию» (или семейные поездки на дачу)?
Каждый из семейства Аддамс живёт с осознанием того, что он всегда может получить поддержку от своих близких. Как бы ни сложились жизненные обстоятельства, каждый из Аддамсов знает, что он не один в этом мире.

Если закрыть глаза на эксцентричность семейства Аддамс, то по всем признакам перед нами – идеальная семья, воплощение мечты. Как ни странно, эта мечта универсальная на все времена: мощная семья, любовь, уважение и поддержка. И здесь проявляется подвох: Аддамсы не просто преувеличено контрастно выглядят на фоне обычных персонажей, «нормальных» жителей. «Нормальные» персонажи этой истории их буквально ненавидят.

Классическая схема, ничего нового: сначала Аддамсы пугают. Чем дальше – тем сильнее они своим эксцентричным образом жизни каждый раз вызывают шок и непонимание у всех других. На этом строится потрясающий юмор этой истории, но не только. Непонимание порождает страх, боязнь – отчуждение, а неприятие – ненависть. И что в итоге? Обычные люди в рамках истории ненавидят живое воплощение мечты об идеальной семье. Но им не хватает способности отрефлексировать эту ненависть.

Именно первый фильм ярко показывает всё это: по сюжету персонаж из «нормальной» семьи попал к Аддамсам и вынужден притворяться одним из них. И через это для персонажа (но, в первую очередь, для зрителя) раскрывается, насколько «нормальность» – относительное понятие. К семейству Аддамс стоит идти, чтобы в дальнейшем уметь оценивать: как выглядят здоровые семейные отношения, а как – нездоровые. Этот фильм явно способен раздвинуть не только границы юмора, но и ваши собственные границы самопознания.
Предыдущая запись Какие бывают жанры кино
Следующая запись Фильм “Жаркие летние ночи”

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Чтобы отправить комментарий, разрешите сбор ваших персональных данных .
Политика конфиденциальности