Yali Capkini
“Зимородок” / Yalı Çapkını, сериал, 2 сезона (2022 и 2023гг.)
Страна: Турция. Жанр: мелодрама.
Режиссер: Бурджу Алптекин, Алптекин Бозкурт
“Зимородок” (турецкое оригинальное название “Yalı Çapkını”, а на английском его назвали “The Kingfisher”) – новый турецкий драматический сериал частного вещателя Star TV. Турецкий сериал познакомил зрителей с первой серией 23 сентября 2022 года. Сразу после выхода первой серии “Зимородок” уже привлек к себе большое внимание.Через год, в сентябре 2023-го года выходит 2-й сезон сериала “Зимородок” и его сразу же можно будет смотреть на русском языке.
Пара слов о названии фильма. Почему сериал называется “Зимородок”? Зимородок – это яркая птица, но фильм совсем о другом. На самом деле в оригинале на турецком языке сериал называется “Yalı Çapkını”, что переводится как бабник или бабник с побережья.
В Турции иногда богатые дома или гостиницы на побережье моря называют Yalı.
Фото со съемочной площадки сериала «Зимородок»
В англоязычном интернете Yalı Çapkını перевели как The Kingfisher, что означает Золотой мальчик. Хотя дословно переводится тоже по-другому. Но почему по-русски Зимородок? Если турецкое название написать слитно, т.е. YalıÇapkını, то это переводится как Зимородок – название птицы. Видимо когда переводили на русский язык, то переводчик еще не видел сериал и перевел это как одно слово, т.к. Зимородок – это известное название птицы, а чтобы перевести как бабник нужно быть носителем языка или посмотреть фильм и понимать о чем он. Возможно в Турции на сленге Yalı Çapkını называют таких молодых людей, которых у нас называют мажорами. Вот такая вот игра слов.
Взяв штурмом осенний сезон, сериал Yalı Çapkını на канале Star TV занял первые строчки рейтингов всех телеканалов. Сериал “Ялы Чапкины” (английское название “Золотой мальчик”) – это семейная драма с характером, в центре которой история любви стамбульского плейбоя Ферита и вздорной Сейран из Антепа, после того как они вынуждены вступить в брак по расчету.
В сериале достаточно часто встречаются богатый парень и бедная девушка или городской парень прожигатель жизни и чистая деревенская девушка. Одним из первых турецких сериалов, получивших известность на международном рынке, стал фильм “Gümüs” (Гюмюш), который по русски называется “Серебро” с Кыванчем Татлыту в главной роли, также имеющий схожий сюжет. Отличительной чертой этого сериала является то, что в нем представлены несколько поколений, которые видят последствия выбора, сделанного в любви и жизни, и то, как это влияет на семейную динамику в переплетенных судьбах Ферит и Сейран.
Главные герои сериала “Зимородок”
Халис Ага, уроженец Антепа и входящий в элитное общество Стамбула, – владелец крупной ювелирной империи и патриарх семьи Корхан. Он живет в большом яли (Yalı) (большие особняки вдоль Босфора в Стамбуле, построенные в основном в XVIII-XX веках) вместе со своим младшим сыном Орханом, его женой Гюльгюн и двумя мальчиками Фуатом и Феритом. Фуат, женатый на Асуман, работает вместе с отцом, занимаясь семейным бизнесом, а Ферит уклоняется от всех обязанностей и является известным бабником. С ними также находится Ифакат, вдова старшего сына Халиса, которая получила статус рупора Халиса в домашних делах. Ферит как раз и является Yalı Çapkını.
Не в силах больше терпеть выходки Ферита и желая сделать из него мужчину, Халис решает что Ферит должен жениться на девушке из Антепа, и поручает Ифакат найти такую невесту. Эта весть доходит до Казима, жадного до денег земельного барона из Газиантепа, который растит двух дочерей с единственной целью – выдать их замуж в богатые семьи. С помощью свахи тетка Казима, пряха Хаттуч, знакомит Ифаката со старшей дочерью Суной, и семьи договариваются о том, что Корханы приедут и попросят ее руки.
Перед праздничным вечером Ферит несколько раз сталкивается с младшей дочерью Сейран и очаровывается ею, при этом оба не подозревают о личности друг друга. Когда семья Ферита приходит просить руки Суны, а он случайно видит Сейран, то просит родителей позвать Сейран вместо нее. Не обращая внимания на неуместность просьбы, жизненные амбиции Сейран и то, как это может отразиться на его незамужней старшей дочери, корыстный Казим принимает предложение, обеспечивая себе доступ к богатству Корхана.
Сюжет разворачивается в момент юридического оформления брака Ферит и Сейран, при этом ни одна из сторон не намерена заключать настоящий брак. Ферит хочет продолжить отношения со своей возлюбленной Пелин, а Сейран мечтает получить высшее образование. Однако по мере того, как их тянет друг к другу, их зарождающимся отношениям мешают внешние интересы и внутренние конфликты, а также сложная семейная ситуация, в которую они оба попадают.
По сведениям портала Кинопоиск: Это очередной проект доктора Гюльсерен Будайиджиолу — знаменитого турецкого психотерапевта, при этом плодовитой писательницы и шоураннера. За 50 лет практики она изучила тысячи судеб, и опыт работы на телевидении научил ее лепить из реальных случаев крепкие и хорошо продаваемые истории.
В последние годы, начиная с очень успешной «Стамбульской невесты» (2017), можно сказать, что большая часть турецких мелодрам создана либо по ее книгам, либо, как в случае с «Зимородком», на основе врачебной практики Гюльсерен-ханым. «Дом, в котором ты родился — твоя судьба», «Квартира невинных», «Красная комната» — все эти сериалы объединяет одна проблема: влияние семьи на характер и жизнь человека. За последние годы турки, очевидно, подустали от тяжелых историй разнообразных психопатов и их жертв, при этом выбора у них нет. Вместе с первым сезоном «Зимородка» с сентября 2022 года шли «Девушка за стеклом», «Мусорный человек» — все это сюжеты, будто бы рассказанные пациентами доктора Гюльсерен Будайиджиолу.
Герои сериала “Зимородок”
Сдержанные мужчины в качестве романтических героев – один из самых распространенных телевизионных шаблонов. Мы видели множество историй о том, как свежая, энергичная девушка открывает доброту и любовь в его холодном сердце, открывая двери в их извилистую историю любви.
Ферит Корхан, великолепно сыгран Мертом Рамазаном Демиром, – многомерный персонаж, который лежит в основе сюжета. Нескромный, беззаботный бабник с ранимым сердцем, Ферит борется с диабетом и деспотичными правилами своего дома. Тот, кто не проявляет явного чувства ответственности, на самом деле обладает сильным чувством справедливости и встает на защиту, когда это возможно. В некоторых случаях он делает это с помощью своей харизмы, а в некоторых – с помощью силы. Широкий спектр эмоций, передаваемых с помощью драматического и безупречного юмора, раскрывает нетипичный, эмоционально чувствительный мужской характер, который во многом несовершенен. Ребенок-мужчина, вызывающий материнские инстинкты своим мальчишеским обаянием, несмотря на свое капризное поведение, Ферит – проницательный молодой человек, бунтарь, который еще только раскрывает свой потенциал.
Афра Сарасоглу в роли Сейран – просто огонь. Она поражает своими светящимися серыми глазами и светло-каштановыми локонами, в ней сочетаются невинность, пылкая независимость и сочувствие, она сохраняет верность своим эмоциональным связям с сестрой и матерью, пытаясь понять новые правила в яли и свой необычный брак.
По мере того как развивается ее взаимодействие с Феритом, мы видим последствия ее травмы, полученной от жестокого отца, который контролировал все аспекты ее жизни. Благодаря пережитым в детстве страданиям Сейран поддерживает особую связь со своей сестрой Суной (Бериль Позам), сила которой отражается на многих ее жизненных решениях. И Сейран, и Суна демонстрируют множество симптомов пережитого домашнего насилия, но в то же время мы видим, как обе девушки пытаются подняться над этим. Сейран, в отличие от Суны, всегда стремилась быть самостоятельной и никогда не искала брак или мужчину в качестве запасного варианта. Ее эмоциональные переживания, вызванные тем, что она оказалась в ситуации, которой не хотела, хорошо показаны Афрой.
Обе героини выглядят свежо, несмотря на поверхностную шаблонность сюжета. Их стремление к самоопределению проявляется в их манерах и выборе, что раздвигает границы нарисованных вокруг них рамок. Эта бунтарская жилка не редкость для телевизионных персонажей, но разница заключается в эмоциональной глубине героев и в том, как это изображается.
Это уже второй совместный проект Афры и Мерта: они вместе снимались в сериале “Ögretmen” (Огретмен), по-русски “Учитель” (2020), где они также являются парой. В их совместной работе на экране чувствуется естественное чутье, которое усиливается импровизированными сценами, способными превратить драматический обмен мнениями в милую комедию. Сейран подражает Фериту, а хаос, возникающий в результате их перепалок, включает в себя и здоровую порцию комизма. Их многолетняя внеэкранная дружба – благословение для этой экранной пары.
Афра Сарачоглу и Мерт Рамазан Демир
Отойдя от формулы турецкого ромкома (романтическая комедия) с длинными кинематографическими кадрами, призванными передать надуманные выражения чувственности, Ферит и Сейран постепенно становятся похожими друг на друга в ходе повседневных обменов. Они совершают ошибки, делают неприемлемые поступки и на каждом шагу учатся преодолевать дистанцию между собой. Они находят общие интересы и, в хорошие дни, разделяют товарищество, которое созрело для того, чтобы основой их отношений стала крепкая дружба. Их история дает необычайно богатый опыт благодаря диалогам, драматическим сюжетным дугам и полной актерской игре.
Афра Сарачоглу (Afra Saraçoğlu), родилась 2.12.97г. и Мерт Рамазан Демир (Mert Ramazan Demir), родился 28.01.98г. – турецкие актеры, которые снимались в известных турецких телесериалах. В том числе в некоторых сыграли пару.
В обычной жизни актеры также много лет дружат.
Мизогинистические сюжеты часто встречаются в фильмах по всему миру, особенно в фильмах, созданных в консервативных обществах. Отчасти драматизируя социальные сюжеты местных сообществ, отчасти показывая, как женщины часто преодолевают жизненные трудности, эти семейные истории становятся близкими для широкой мировой аудитории. Визуально богатый, но социально скромный подход к турецким фильмам, затрагивающим широкий спектр вопросов феминизма, лежит в основе их привлекательности для зарубежных зрителей.
Придерживаясь этого основного принципа турецких сказок, “Зимородок” провоцирует дискуссии о двойных стандартах для мужчин и женщин через различные сюжетные линии, в частности, через Ферита и Сейран. Не ожидая, что влюбится в свою жену, Ферит вступает в противоречие с либеральными представлениями о своей личной жизни, борясь со своими чувствами. Есть и другие тайны, которые начинают распутываться внутри семейного круга, обнажая лицемерие и игру власти, как между мужчинами и женщинами, так и между домашними женщинами.
Портал Кинопоиск рассказывает, что в турецком обществе ведутся активные дискуссии о какой именно турецкой семье рассказывает фильм.
“Поговаривали, что это семейство Узан: оно владеет очень дорогим особняком на Босфоре, один из ярких представителей клана — Хакан Узан — основал телеканал Star TV, который, собственно, транслирует «Зимородок». Потом решили, что это ювелирные магнаты Алтынбаши: во-первых, основатель династии Мехмет-ага родом из Газиантепа, в прессе его так и называют — «антепский миллиардер»; во-вторых, семья владеет футбольной командой Gaziantepspor и магазинами Vakkas, которые частенько упоминаются в сериале. Трудно поверить, что Алтынбаши дошли до такого цинизма, чтобы рекламировать свои марки в, мягко говоря, не очень комплементарном для них сериале, однако никаких опровержений или жалоб на публикации с подобными предположениями не было.”
Разбросанные по жизни между несколькими поколениями, мы видим меланхолию Халис и Хаттуча, когда они сталкиваются с историей своей безответной любви; контрасты и сходства между полированными отношениями Орхана и Гюльгюн и более грубой динамикой Казима и его жены Эсме. Каждый персонаж имеет достойную сюжетную линию, каждый является продуктом своего воспитания и окружения, каждый проявляет линию поведения.
В фильме присутствуют тревожные персонажи и сюжетные линии, но он настолько хорошо рассказан, что хочется наслаждаться каждой сценой, пытаясь понять, как все детали соединяются воедино.
Фото со съемочной площадки сериала «Зимородок»
В умелых руках режиссера Бурчу Алптекина (“Дар”, “Защитник”, “Другой я”) богатые кадры выглядят эстетично и максимально раскрывают потенциал физического пространства, используемого актерами. Как и в популярном британском сериале “Аббатство Даунтон”, в особняке Корхана параллельно протекают жизни хозяев и обслуживающего их огромного персонала. Несмотря на то, что съемки проходили в одном и том же доме, в помещениях есть явные различия, которые наглядно демонстрируют классовые различия.
В особняке, принадлежащем знаменитой семье Сабанчи в Стамбуле, использованы потрясающие цвета и виды, открывающиеся из окон яли. Его прекрасно дополняет музыка композитора Гюльдияра Танрыдагли, который использует оркестровые структуры, представляющие собой сильное сочетание классических западных композиций и традиционных турецких мелодий. В некоторых сценах сочетание музыки и кинематографа создает сильное впечатление британской драмы, особенно в сценах, снятых в усадьбе в Антепе, а также в экспансивных кадрах жизни в ялах.
В сериале заняты такие известные актеры, как Четин Текиндор (Халис) и Шериф Сезер (Хаттуч). Йигит Тунджай в роли Латиф-бея, который играет камердинера Халиса Ага и дворецкого в особняке, обладает умеренной жесткостью и запредельностью в поведении. Эрсин Арычи в роли доверенного лица Ферита и семейного шофера изящно дополняет махинации Ферита. Гёзде Кансу, играющая мать Ферита Гюльгюн, прекрасно вписывается в роль милой невестки Халиса, в то время как в “Ичерде” эта же актриса сыграла жену-сирену Текиндора. Хорошее взаимопонимание между актерами очевидно, что выливается в захватывающие сцены на экране.
Несмотря на то, что сценарий повествования доктора Гюльсерен Будайиджиолу написан писателем-мужчиной Мехметом Барышем Гюнгером, женская сила, стоящая за созданием этой истории, заслуживает внимания. Все персонажи хорошо прописаны, но особенно хорошо проработаны женские характеры. От пожилой Хаттуч до юной Сейран – в сериале есть женские истории для самых разных слоев населения, что делает его широко привлекательным.
Несмотря на то, что основная идея кажется клишированной, многослойное повествование создает множество интересных сюжетных линий, которые еще предстоит раскрыть. Интересно, как сложится история между Халис и Хаттучем, что будет с Суной, если ее младшая сестра выйдет замуж раньше нее, что увеличивает риск того, что она останется девой, как нераскрытые секреты ялы повлияют на динамику власти в доме, как Ферит и Сейран преодолеют пропасть, в которую они постоянно попадают, и многое другое.
Что касается семейной драмы и ее интерпретации, то, пожалуй, лучше всего ее суть отражена в поэтической декламации, которую Халис просит Латифа записать однажды вечером:
“Жизнь… жизнь похожа на кофейную гущу;
Странная, полная тайных форм;
И только глазам, способным их постичь, дано их прочесть”.
Перевод статьи North America TEN
Трейлер:
Афра Сарасоглу (Afra Saraçoğlu), Мерт Рамазан Демир (Mert Ramazan Demir) и Четин Текиндор (Çetin Tekindor) исполняют главные роли. Турецкая теледрама семьи Корхан из Газиантепа имеет очень талантливый актерский состав:
Посмотреть сериал можно на онлайн площадках Окко, Иви, Старт, 24ТВ