Лучшие фильмы режиссера Кристофера Нолана

Кристофер Нолан – Топ-12 лучших фильмов режиссера “Оппенгеймера”, которые стоит посмотреть

“Оппенгеймер” ворвался в кинотеатры с силой ядерного взрыва, и настало время обновить рейтинг фильмов Кристофера Нолана. Соответствует ли последняя картина от создателя “Темного рыцаря” и “Помни” величайшим достижениям режиссера? Перед вами – путешествие по фильмографии одного из самых значимых современных творцов 10-й музы: от “Интерстеллара” до “Оппенгеймера”.

То, что Кристофер Нолан не любит традиционную последовательность, не является общеизвестным фактом. От начала до конца? От А до Я? От 1 до 10? Скучно! Если бы сам режиссер расположил свои фильмы в порядке от самого-самого к самому-самому, то список, скорее всего, свернулся бы в полосу Мёбиуса, оставив нас с неразрешенными дилеммами: “Начало” или “Интерстеллар”? “Бэтмен: Начало” или “Темный рыцарь: Возрождение легенды”? Поэтому рассматривайте следующий список как один из возможных вариантов: субъективное предложение и отправная точка для обсуждения. Мы начинаем!

12. Интерстеллар (2014)

Interstellar
Год производства: 2014
Жанр: фантастика, драма, приключения
В главных ролях: Мэттью Макконахи, Энн Хэтэуэй, Джессика Честейн, Маккензи Фой, Майкл Кейн и др.

Трейлер:

Как и подобает научной фантастике, “Интерстеллар” – настоящий фильм Шредингера: для одних – абсолютный magnum opus Кристофера Нолана, для других – его величайший провал. Амбиции режиссера здесь действительно космические: поклониться Кубрику, не нарушить законы физики, определить понятие любви, прислониться к умирающей Земле и при этом рассказать увлекательную историю о путешествии к звездам. К сожалению, Нолан превращает “2001: Космическую одиссею” в оболочку из жанровых клише и слезливых штампов. Конечно, механизм кинематографического зрелища остается застегнутым: ретро-дизайн впечатляет, душевный музыкальный сеттинг впечатляет, видение границ пространства-времени впечатляет. К сожалению, в центре истории есть дыра – и не черная. Сердцем “Интерстеллара” должен стать семейный эпос – проблема в том, что Нолан всегда интересовался людьми меньше, чем кино. Поэтому неудивительно, что здесь он неоднократно путает эмоции с декларацией, а экзальтацию с рефлексией. Говорят, что космос – это последний рубеж. Для Нолана этим рубежом оказался человек.

11. Довод (2020)

Tenet
Год производства: 2020
Жанр: фантастика, боевик, триллер
В главных ролях: Джон Дэвид Вашингтон, Роберт Паттинсон, Элизабет Дебики, Кеннет Брана, Майкл Кейн и др.

Трейлер:

Хорошая новость для поклонников “Довод”: если прочитать этот рейтинг задом наперед, то фильм окажется на втором месте. Стоит также отметить, что сама идея голливудского блокбастера 2020 года, основанного на одном из самых банальных спецэффектов в истории кино, гениальна в своей наглой простоте. Но независимо от того, движется ли “Довод” вперед или назад, он все равно остается бездушной машиной, приведенной в движение исключительно ради интеллектуального веса. Пружина прекрасно заводится и выключается, шестеренки хорошо сцепляются, но все остальное – картонная декорация. Главный герой (Джон Дэвид Вашингтон) настолько лишен качеств, что его просто называют протагонистом, диалоги сводятся исключительно к объяснению нам, что происходит, а шпионский сюжет просто раздувается, потому что все это должно для чего-то произойти. Есть и несколько светлых моментов: Людвиг Гёранссон ловко подражает Хансу Циммеру, Роберт Паттинсон обладает достаточной харизмой, чтобы сыграть кого угодно, а после выхода из кинотеатра будет забавно нарисовать схему сюжета, объясняющую, кто, где, как и когда.

10. Тёмный рыцарь: Возрождение легенды (2012)

The Dark Knight Rises
Год производства: 2012
Жанр: The Dark Knight Rises
В главных ролях: Кристиан Бэйл, Том Харди, Энн Хэтэуэй, Джозеф Гордон-Левитт

Трейлер:

“Тёмный рыцарь: Возрождение легенды” – первая серьезная трещина в доспехах Кристофера Нолана. На первый взгляд, все хорошо: камеры IMAX снимают взрыв настоящего самолета, Кристиан Бэйл сильно кривляется, ставки достаточно высоки. Кроме того, Энн Хэтэуэй в роли Женщины-кошки привносит нотку бодрящей легкости, а Том Харди – что уж говорить о его спорных вокальных решениях – предлагает мощную интерпретацию персонажа Бэйна. И все же местами все держится исключительно на грохочущем оркестре Ханса Циммера. Потому что, остановившись на мгновение и переведя дух, трудно не заметить несоответствие между мифической серьезностью, к которой стремится Нолан, и дешевыми повествовательными ходами, к которым он прибегает. Такие уловки, как “бомба на ниточке” и “все готэмские копы в ловушке под землей”, как-то не рифмуются с амбициями воздвигнуть супергероический монумент, комментирующий неспокойный сегодняшний день. Неопределенный режим из названия фильма попадает в самую точку: Темный рыцарь поднимается, но по пути спотыкается.

9. Бессонница (2002)

Insomnia
Год производства: 2002
Жанр: триллер, драма, детектив
В главных ролях: Аль Пачино, Робин Уильямс, Хилари Суэнк, Мора Тирни, Мартин Донован и др.

Трейлер:

Ремейк норвежского триллера 1997 года “Бессонница” относительно близок к оригиналу, сохраняя его ключевой поворот и характерную атмосферу. Здесь Робин Уильямс играет против своего работодателя, Аль Пачино – в унисон с ним, а Нолан – за неимением возможностей для формальной эксцентричности – обращается к моральной головоломке, которую должны разгадать и главный герой, и следящий за ним зритель. Бессонница из названия фильма показана как неутолимое раскаяние, а живописные декорации Аляски, где солнце не заходит 24 часа, означают, что главному герою некуда спрятаться со своей виной. Нолан предлагает умный вариант фильма-нуар – film blanc. Но “Бессонница” – это, пожалуй, самый обычный пункт в его резюме. Просто надежное кино: смотрите – не заснете.

8. Преследование (1998)

Following
Год производства: 1998
Жанр: триллер, криминал, детектив
В главных ролях: Мэттью Макконахи, Энн Хэтэуэй, Джессика Честейн, Маккензи Фой

Трейлер:

“Преследование”, полнометражный дебют Кристофера Нолана, – независимый и малобюджетный проект, который на первый взгляд трудно сопоставить с его более поздними монументальными зрелищами. Однако уже здесь присутствуют все основные составляющие режиссерского стиля: от игривости с условностями нуарного кино, броманса между парой главных героев до подсюжетного твиста, переворачивающего все с ног на голову. Но хотя авторский отпечаток очевиден, трудно понять, что всего два года отделяют этот фильм от бесконечно более компетентного и совершенного “Помни”. Конечно, “Преследование” – интригующее стилистическая работа “молодого таланта”. Тем не менее – давайте посмотрим правде в глаза – фильм пересматривается сегодня только из-за того, чего Нолан добился на более поздних этапах своей карьеры. Другими словами: любопытно.

7. Престиж (2006)

The Prestige
Год производства: 2006
Жанр: триллер, фантастика, драма, детектив
В главных ролях: Хью Джекман, Кристиан Бэйл, Майкл Кейн, Пайпер Перабо

Трейлер:

Если “Престиж” – это метафора, то, конечно, это метафора кино: здесь аналоговая муза Икс (в исполнении Кристиана Бэйла) против изобретения бесконечно копируемого блокбастера (в исполнении Хью Джекмана). Нолан, в конце концов, плетет историю так, будто снимает не книгу Кристофера Приста, а эссе Вальтера Беньямина “Произведение искусства в эпоху механического производства”. Проблема в том, что для того, чтобы поднять свою метафору, режиссер должен предать зрителя. Нолановский поворот заключается в том, что искусство капитулирует перед лицом науки, поэтому фильм в последний момент сворачивает в сторону научной фантастики – и в итоге разочаровывает. Поэтому “Престиж” остается наиболее интересной как работа, которое – в отличие от других работ Нолана – не выставляет напоказ свою сообразительность. Обратите внимание на хитроумное построение сюжетных гробов, переплетение флэшбеков и смену рассказчиков, которые бездарно нарушают плавное течение сюжета. Именно здесь кроется настоящая магия “Престижа”.

6. Бэтмен: Начало (2005)

Batman Begins
Год производства: 2005
Жанр: боевик, фантастика, приключения, драма
В главных ролях: Кристиан Бэйл, Кэти Холмс, Киллиан Мерфи, Том Уилкинсон

Трейлер:

Фильм “Бэтмен: Начало”, пожалуй, самый бессовестно жанровый из всех, снятых Кристофером Ноланом. И в этом нет ничего плохого – даже если это выражение компромиссов, на которые пришлось пойти режиссеру, еще не обладающему властью Того, Кто Забирает Все Время. Конечно, в игре со временем нет недостатка, и есть неплохой твист. Но прежде всего здесь много обычного блокбастерного веселья, которое вряд ли ассоциируется у нас с Ноланом. Погони на машинах по крышам, воины-ниндзя и реплики Люциуса Фокса незатейливы и – что важнее – работают. Кроме того, один только кастинг – золото. То, что Кристиан Бэйл, Гэри Олдман, Морган Фримен, Майкл Кейн и Лиам Нисон справятся с этой задачей, было, конечно, ожидаемо. Но настоящим открытием стал очаровательно гнусный Киллиан Мерфи в роли Пугала. Кроме того, Нолан блестяще балансирует между возвращением долгов по комиксам и собственным квазиреалистическим подходом. В результате вы почти верите, что какой-то миллионер действительно может захотеть нарядиться летучей мышью. Это не так уж и сложно.

5. Начало (2010)

Inception
Год производства: 2010
Жанр: фантастика, боевик, триллер, драма, детектив
В главных ролях: Леонардо ДиКаприо, Джозеф Гордон-Левитт, Эллиот Пейдж, Том Харди

Трейлер:

“Начало” – это фильм, который вряд ли будет благосклонен к повторному просмотру. Но давайте договоримся: первый просмотр эффективно внедряет в наше сознание идею, что это лучшее, что мы когда-либо видели. Здесь Нолан раздувает до астрономических масштабов свой любимый прием – параллельный монтаж, который якобы проверяет границы человеческого восприятия (якобы, если добавить еще один уровень сна, мы перестанем успевать за действием). Эффект таков, что во время просмотра сердце колотится, руки потеют, а голова пухнет. Конечно: диалоги – это безостановочная экспозиция, “уровень воды” немного смущает, и если бы Майкл Кейн просто привел детей к Леонардо Ди Каприо, фильма бы не было. Но: Джозеф Гордон-Левитт бьет наотмашь! Ван падает, падает и падает в замедленной съемке! Ханс Циммер обнаруживает, что одна достаточно громкая нота стоит целого оркестра! Кино одновременно амбициозное и захватывающее – сочетание, которое встречается нечасто.

4. Помни (2000)

Memento
Год производства: 2000
Жанр: триллер, детектив, драма, криминал
В главных ролях: Гай Пирс, Кэрри-Энн Мосс, Джо Пантольяно, Марк Бун мл.

Трейлер:

Легко воспринимать “Помни ” как дешевую уловку, особенно сегодня, спустя 150 фильмов с нарушенной хронологией. Однако триллер Нолана выделяется из толпы тем, что структура здесь не просто повествовательный шедевр и остается неразрывно связанной с главным героем, Леонардом (Гай Пирс). Режиссер, конечно, выжимает много полезного из самого трюка: он ловко подменяет шаблоны кино-нуара и держит в напряжении даже несмотря на то, что рассказывает историю с конца. Однако вся эта гимнастика имеет не менее сложное психологическое и философское измерение. В конце концов, “Помни” – это притча о человеческом состоянии, трактат о связи между памятью и идентичностью, а также памфлет о нашей когнитивной избирательности. Однако настоящая изюминка заключается в том, что в конце концов весь этот нуарный экзистенциализм оказывается с извращенным…. счастливым концом.

3. Дюнкерк (2017)

Dunkirk
Год производства: 2017
Жанр: военный, драма, история
В главных ролях: Финн Уайтхед, Том Глинн-Карни, Джек Лауден, Гарри Стайлс, Анайрин Барнард, Джеймс Д’Арси

Трейлер:

“Дюнкерк” – это кино, построенное на противоречиях. С одной стороны, мы имеем тщательную реконструкцию фронта Второй мировой войны в гигантском масштабе Imax. С другой – монтажное творение, в котором время искривлено таким образом, чтобы до предела усилить кинематографический опыт. Кроме того, это военный фильм, в котором главные герои борются не столько с врагом, сколько с материей: в основном с заклинивающими замками орудий и люками, которые отказываются открываться. Кроме того, несмотря на впечатляющую динамику, Нолан выбирает минимализм – сюжета, психологии и формы: действие – это чистое выживание, персонажи сведены к простейшим действиям, и все элегантно заключено в три повествовательные коробки. И все же, при всей этой часовой крутизне, режиссеру удается снять напряжение в финале и задать сентиментальный, по-настоящему трогательный тон. И он добивается недостижимого: снимает авангардный блокбастер.

2. Тёмный рыцарь (2008)

The Dark Knight
Год производства: 2008
Жанр: фантастика, боевик, триллер, криминал, драма
В главных ролях: Кристиан Бэйл, Хит Леджер, Аарон Экхарт, Мэгги Джилленхол

Трейлер:

С момента выхода “Темного рыцаря” половина Голливуда пыталась снять фильм заново – и никому это пока не удалось. Ни один, ни два, ни три диалога из фильма не вошли в обиход. А Джокер в интерпретации Хита Леджера оказался не столько “следующей версией” клоуна-убийцы, сколько севрским эталоном и шаблоном персонажа. Если кому-то нужны еще доказательства обоснованности и величия этого фильма – у нас в запасе есть еще несколько. Нолан, в конце концов, не просто “экранизирует” Бэтмена, он всесторонне анализирует его, ставя супергероя на философскую стену. В свою очередь, деконструкция иконы комиксов используется для комментирования вопросов, которые являются как актуальными (на момент премьеры – война с терроризмом), так и универсальными (взаимосвязь между свободой, справедливостью и насилием). И если для кого-то это звучит слишком снобистски, то “Темный рыцарь” всегда рад схватить за шиворот и не отпускать на протяжении двух с половиной часов, предоставляя то, что мы ожидаем от голливудской суперпродукции, снятой за миллионы монет: быстрый темп, громкие взрывы и высокие ставки. Но самое забавное, что, хотя Нолан воплотил свою блокбастерную идею именно здесь, чашу весов гениальности “Темного рыцаря” склонил икс-фактор Леджера: анархичный и… анти-Нолан. Место на подиуме, которое мы не заслужили, но в котором нуждались.

1. Оппенгеймер (2023)

Oppenheimer
Год производства: 2023
Жанр: биография, драма, история
В главных ролях: Киллиан Мерфи, Эмили Блант, Мэтт Дэймон, Роберт Дауни мл., Флоренс Пью, Джош Хартнетт

Трейлер:

Даже если не согласиться с тем, что “Оппенгеймер” – лучший фильм Нолана, следует признать, что это его самый нолановский фильм. Ибо все основные нолановские черты присутствуют в нем в оптимальном варианте: монтажные финты, пестрота временных плоскостей, пульсирующий саундтрек, героический индивидуалист-мученик, сдержанный броманс, золотые мысли, повторяемые как мантра, сюжетный поворот, Киллиан Мерфи в актерском составе. И: общее впечатление мужественности, чрезмерной интеллектуализации и собственной значимости.

Поэтому фильм можно назвать сеансом режиссерской мастурбации, затянутым парадом актеров с нелепыми акцентами (или приквелом к “Air: Большому прыжку” с бомбой вместо ботинок). Но в то же время трудно не признать, что этот трехчасовой фильм, в котором парни обсуждают физику в офисах, можно смотреть, сидя на иголках. Нолан с бравадой жонглирует жанрами, сочетая военное кино (опять же, как в “Дюнкерке”: не показывая врага), байопик, юридическую драму и…. вестерн. Он наполняет каждую сцену конфликтом и напряжением, создавая захватывающе парадоксального главного героя: в равной степени титана и аутсайдера – преследуемого за то, что он еврей, коммунист или ботаник. Мерфи справляется с этой задачей, играя как загнанный человек. Актерский состав второго плана, тем временем, настолько хорош, насколько можно судить по перечислению имен.

Конечно, “Оппенгеймер” – это прежде всего пайан модернистскому “художнику”. Нолан записывает своего главного героя в ряды гениев – Элиота, Пикассо и Стравинского, – которые определили XX век, воплотив новаторские видения вопреки прежним законам и нравам. Так что можно (и даже нужно) прочитать “Оппенгеймера” как консервативное заявление об отмене культуры: фильм о мести маленьких людей, которые в порыве зависти подрезают гения под свой размер. Но в то время как Нолан нагнетает и возвышает, он одновременно изображает работу Оппенгеймера как в высшей степени двусмысленную: непочтительный жест, открывающий ящик Пандоры.

Таким образом, “Оппенгеймер” – это не только необходимый урок истории, но и комментарий к нынешним неспокойным “историческим” временам. В том числе и в мета-смысле. В Голливуде гильдии актеров и сценаристов сейчас бастуют против искусственного интеллекта, а Нолан снял фильм о парне, поддерживающем профсоюз, который бросает вызов машине. Великое кино для великих ожиданий – и великого таланта.

Предыдущая запись Лучшие новогодние фильмы
Следующая запись Мультфильм «Пиноккио» Гильермо дель Торо

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Чтобы отправить комментарий, разрешите сбор ваших персональных данных .
Политика конфиденциальности