Как делается кино

Что вы будете делать в этом месяце? Если обстоятельства окажутся благоприятными, вам, возможно, захочется поехать куда-нибудь на природу, погулять в парке или отправиться к морю.

Однако работники киноиндустрии рассчитывают, что миллионы людей проведут много времени дома перед телеэкранами или в кинотеатрах. На сегодняшний день в одних Соединенных Штатах выпущено не менее 65000 фильмов. К тому же в последние годы около 40% кассовых сборов от проката кинофильмов приходится на летний период.

«Это подобно доходам от торговли во время рождественских праздников»,

— говорит Хейди Паркер, корреспондент журнала «Мувилайн».

Но это было не всегда. Когда-то в США лето не было самым прибыльным периодом для кинотеатров. В это время года многие из них были вынуждены сокращать свой рабочий график или вообще закрываться. Однако в середине 1970-х годов кинотеатры стали оборудовать эффективными системами кондиционирования. Поэтому сюда, чтобы скрыться от жары, стали стекаться миллионы людей. У школьников начинались летние каникулы. Поэтому кинопроизводители стали нацеливаться и на детскую аудиторию. Вскоре на экранах появились летние блокбастеры. Как мы далее увидим, этот новый подход в киноискусстве кардинально изменил способ производства и рекламирования кинофильмов.

Как рождается кинофильм

Люди с удовольствием отдыхают в кинотеатре

Люди с удовольствием отдыхают в кинотеатре

За последние несколько десятилетий Голливуд превратился в колоссальную фабрику кассовых блокбастеров. Это ощутимо повлияло на международный рынок кинопродукции. Нередко через несколько недель, а то и дней, после премьеры в США фильм уже появляется на экранах кинотеатров других стран. Иногда премьеры некоторых фильмов проходят одновременно по всему миру.

«Рынок кинопродукции становится все больше и динамичнее,— говорит Дэн Феллман, руководитель службы проката в кинокомпании «Уорнер бразерс».— Поэтому когда мы делаем фильмы, то обязательно принимаем во внимание международный рынок».

В настоящее время, как никогда раньше, события в Голливуде оказывают решающее влияние на мировую киноиндустрию.

Однако заработать на фильме деньги — не такое уж легкое дело. В многих случаях, чтобы кассовые сборы от проката фильма покрыли затраты на производство и рекламу, они должны составлять более 100 миллионов долларов. А вот популярность фильма полностью зависит от капризной аудитории.

«Невозможно точно предсказать, что понравится зрителям и что будет иметь сенсационный успех», — отмечает профессор Университета Дэвид Кук, который преподает киноведение.

Как тогда кинематографисты увеличивают шансы на успех своих фильмов? Чтобы ответить на этот вопрос, сначала рассмотрим несколько основных этапов работы над фильмом.

Подготовка к съемкам фильма

Подготовительный этап считается самым важным и нередко длится дольше. Как и в любом значительном деле, хорошая подготовка – это ключ к успеху. Кинематографисты надеются, что каждый доллар, израсходованный в течение подготовительного этапа, сэкономит во время съемок значительно больше.

Создание кинокартины начинается с творческого замысла. В основу будущего фильма могут лечь вымышленные или реальные события. Сценарист воплощает замысел в сценарии. Следовательно киносценарий просматривают еще множество раз. В результате кропотливой работы появляется конечный вариант, который называют рабочим или режиссерским киносценарием. Кроме того, в рабочем сценарии даются указания технического характера, например, как соединить разные сцены, а также куда следует направлять камеру.

Сценарист еще не закончил писать сценарий, а уже ищет продюсера, который бы его купил. В каком сценарии заинтересован продюсер? Сюжет типичного фильма, например, на летний период рассчитан на современную молодежь, которую один кинокритик назвал попкорновым поколением. Так что внимание продюсера может привлечь сюжет, интересный для молодой генерации кинозрителей.

Однако лучший тот сценарий, который рассчитан на людей всех возрастов. Без сомнения, кино о приключениях любимого героя из комиксов соберет у экранов маленьких детей. А к малышам, конечно, присоединятся родители. Однако как кинопроизводителям завладеть вниманием подростков и молодых людей? Секрет кроется в «увлекательном сюжете», пишет Лиза Манди в издании «Вашингтон пост». Этот сюжет создатели фильмов «фаршируют» вульгарным языком, эпизодами брутального насилия и обильно «заправляют» сценами секса. Таким образом им удается «максимально увеличить кассовость кинокартины, ведь она не оставляет равнодушной ни одну категорию зрителей».

Если продюсер видит, что предложенный сценарий перспективен, то он может его купить. Далее он постарается подписать контракт с уважаемым режиссером и известными актерами. Уже на этом начальном этапе звездные имена помогают привлечь к созданию фильма влиятельных инвесторов.

Другой аспект подготовительного этапа – раскадрование. Этот процесс заключается в подготовке ряда эскизов для разных эпизодов фильма, особенно тех, что связаны с движением действующих лиц. Для кинооператора раскадрование служит детальным планом действий и во время самих съемок экономит немало времени. По словам режиссера и киносценариста Фрэнка Дэрабонта, «нет ничего хуже, чем, метаясь по съемочной площадке, пытаться определить, где лучше установить кинокамеру. Так иногда тратятся целые дни съемок».

В течении подготовительного этапа нужно уладить еще многие другие вопросы. Где будут проходить съемки? Нужно ли куда-нибудь ехать? Как спроектировать и соорудить декорации? Какие будут костюмы? Кто будет отвечать за освещение, грим и решать, какие прически или парики будут иметь актеры? Как насчет озвучки, спецэффектов и участия каскадеров? И это лишь некоторые из множества вопросов, которые необходимо решить еще перед началом съемок. Просмотрите титры в конце какой-то кассовой киноленты, и вы увидите, что над ней работали сотни людей! «Для создания художественного фильма нужен целый городок людей», — заключает один специалист, участвовавший в постановках многих фильмов.

Киносъемка

Часто съемка кинофильма – это изнурительный процесс, который поглощает много времени и средств. Одна-единственная потерянная минута может стоить тысячи долларов. Иногда актерам и съемочной группе приходится ехать куда-то очень далеко. Туда нужно доставить и все оборудование. Но где бы ни происходила постановка фильма, каждый день съемок обходится в немалую сумму.

Первыми на съемочную площадку прибывают осветители, парикмахеры и гримеры. В начале каждого съемочного дня кинозвезды тратят несколько часов на подготовку. И все это ради того, чтобы в надлежащем виде предстать перед камерой. Потом уже начинают снимать сам фильм.

Режиссер внимательно следит за съемкой каждой сцены. На съемки сравнительно простого эпизода может уйти целый день. Большинство сцен снимают одной камерой, поэтому съемки одной сцены могут повторяться с разных позиций. К тому же каждый эпизод могут снимать несколько раз, чтобы затем выбрать лучший вариант или избавиться от технических недоработок. Каждая из таких попыток во время съемок называется дублем. Иногда для важных сцен нужно делать 50 и больше дублей! Позже, обычно к концу съемочного дня, режиссер просматривает все дубли и решает, какие из них оставить. В общем, процесс съемок может длиться неделями, а то и месяцами.

Монтаж фильма

Дети с огромным удовольствием ходят в кино

Дети с огромным удовольствием ходят в кино

В конце съемок отснятый материал монтируется в цельную кинопленку. Сначала обрабатывают аудиозапись и изображение. Далее монтажер создает первоначальную версию фильма, то есть производит черновой монтаж.

На этом этапе на пленку накладывают звуковые и оптические эффекты. В кинематографии создание специальных эффектов — едва ли не самый сложный из всех процессов. Нередко при этом пользуются компьютерной графикой. Благодаря спецэффектам сцены фильма становятся более реальными и более эпичными.

При монтаже на звуковой дорожке записывается музыкальное сопровождение.

«В настоящее время киноиндустрия требует более оригинальных музыкальных записей, чем раньше. Теперь уже недостаточно двадцати минут музыки или нескольких музыкальных отрывков для драматических эпизодов. Сейчас для создания только одной картины обычно нужно больше часа музыки»,— пишет Эдвин Блэк в «Ежемесячнике музыки к кинофильмам».

Иногда только что смонтированный фильм показывают выбранной аудитории, состоящей в основном из знакомых и коллег режиссера, не вовлеченных в создание этой ленты. на основе их отзывов режиссер может переснять или вообще забрать из фильма некоторые сцены. Иногда могут даже полностью переделать конец фильма, поскольку во время пробного просмотра он не вызывал у зрителей подобающих эмоций.

В конце концов, завершенный фильм демонстрируют на экранах кинотеатров. Только на этом этапе становится понятно, станет ли картина блокбастером, может ли стать полным провалом, окажется ли обычной посредственностью. На карту поставлено нечто большее, чем просто прибыль. Ведь ряд неудач может обернуться полным крахом для режиссера или кого-нибудь из актеров.

«В результате нескольких неудачных картин некоторые из моих коллег потерпели полное фиаско,— рассказывает режиссер Джон Бурмен, вспоминая свои первые годы работы в кинематографе.— И это жестокая реальность мира киноискусства: если не зарабатываешь денег для своего начальства, то теряешь работу».

Люди, рассматривающие киноафиши, в большинстве своем не думают о карьере художников. Зрителей скорее интересует: «Понравится ли мне этот фильм? Не выброшу ли я денег на ветер? Какие чувства вызовет у меня этот фильм? Могут ли его смотреть мои дети?».

Как преобразовать фильм в блокбастер?

Работа над кинофильмом закончена. Теперь его вынесут на суд огромной аудитории зрителей. Понравится ли им фильм? Вот несколько способов, с помощью которых кинопроизводители рекламируют свою продукцию, пытаясь превратить ее в блокбастер.

  1. Шум вокруг фильма. Один из самых эффективных способов разжечь интерес зрителей — создать вокруг фильма много шума. Иногда шум поднимается еще за несколько месяцев до премьеры. Возможно, вы слышите объявление о том, что в скором времени на экранах появится продолжение популярной ленты. Тогда вас начинает интересовать, будут ли в новом фильме играть те же кинозвезды. Будет ли продолжение таким же увлекательным (или таким же скучным), как первый фильм?

    Иногда шум вокруг фильма появляется из-за скандальных сцен, например, откровенных сцен секса, которые выходят за рамки требований кинофильмов для широкой публики. Тогда зрителей интересует, действительно ли эти сцены настолько отвратительны. Перешел ли фильм все допустимые границы? Производителям кинопродукции только на руку то, что вокруг будущего кино разгораются многочисленные споры. Ведь это бесплатная реклама. Иногда такие дискуссии становятся залогом того, что премьера кинофильма будет иметь огромный успех.

  2. Мас-медиа. К более традиционным формам рекламы относятся киноафиши, сообщения в периодических изданиях, реклама по телевидению, анонсы перед началом киносеанса, а также интервью, в которых кинозвезды рассказывают о фильме с их участием. Впрочем, сегодня самым эффективным способом рекламы фильмов стал Интернет.
  3. Рекламные товары. Кинопроизводители также пытаются привлечь людей к своему фильму с помощью различных товаров. Вот как рекламировали один фильм, главный герой которого был персонажем популярных комиксов. В продаже появились контейнеры для еды, кружки, ювелирные изделия, одежда, брелки для ключей, часы, лампы, настольные игры и другие товары с изображением героя. “Сорок процентов рекламной продукции продается в основном еще до появления фильма на киноэкранах”, – отмечает Джо Систо в статье для одного развлекательного журнала, изданного Американской ассоциацией адвокатов.
  4. Домашнее видео. Кинолента с низким кассовым сбором может частично окупиться за счет продажи видеопродукции. Брюс Нэш, аналитик в сфере доходности кинофильмов, говорит: «Продажа видеопродукции приносит от 40 до 50 процентов доходов».
  5. Классификационная система. Кинематографисты научились использовать классификационную систему в рекламных целях. Скажем, в фильм могут специально вводить такие сцены, чтобы его просмотр был разрешен только взрослым. Или могут, наоборот, вырезать некоторые эпизоды, чтобы снизить возрастной ценз зрителей. Тогда его будут смотреть подростки. В статье для «Вашингтон пост» Лиза Манди пишет, что классификация «постепенно превратилась в рекламу. Киностудии, используя классификационную систему, посылают подросткам и детям, уже считающим себя подростками, сообщения о том, что новое кино будет содержать «крутые» сцены». Как отмечает Лиза Манди, классификация создает своего рода «напряженность в отношениях между поколениями… давая предостережение родителям и одновременно привлекая детей».
Предыдущая запись Самые жуткие фильмы про маньяков
Следующая запись Кино и телевидение: краткий экскурс

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Чтобы отправить комментарий, разрешите сбор ваших персональных данных .
Политика конфиденциальности