Ялта - столица российского кинематографа

Почему Ялту называют столицей российского кинематографа?

Сегодня уже почти невозможно представить нашу жизнь без кинематографа. Это сложнейший художественный жанр, объединяющий в себе массу видов искусства. Отечественное кино занимает далеко не последнее место в мировом рейтинге. Большое влияние на эту сферу искусства оказал Крым.

старые улочки Ялты
старые улочки Ялты

Ялта – любимое место на юге для российской интелигенции

Еще задолго до начала эры кинематографа Ялта стала любимым южным выездом российской интеллигенции. В сезон по сбегавшимся к морю улочкам города прогуливалось немало знаменитых служителей муз: художники, деятели театра, музыканты, литераторы. Городская набережная являла собой эдакий бельведер. Разборчивая столичная богема безоговорочно признала красоты и прелесть Южного берега Крыма и основала здесь множество творческих сообществ.

В Крыму жили или бывали Пушкин, Чехов, Толстой, Горький, Грин, Айвазовский и другие творческие личности. Климатические и природные условия просто идеальны для кинематографа. Здесь, как правило, хорошая погода, а природные условия позволяют создавать кинематографические сцены, соответствующие природе почти любой части света.

Первым в Москве синематографом стал «Электрический театр», который открылся в 1897 году. В 1904 году в Ялте появился передвижной электротеатр под таинственным названием «Чары». Из Европы в Крым съезжались кинопродюсеры, изучая почву на предмет продажи картин, и даже возможных съемок на богатой крымской натуре.

 СПРАВКА. В начале 10-х годов прошлого века в Крыму работало не менее пяти кинопроизводственных контор. Крупнейшей творческой группой считалось Акционерное общество «А. Ханжонков и К°» под руководством Александра Ханжонкова. Он создал группу на свои деньги. В разгар Гражданской войны в 1919 году студия Ханжонкова была национализирована и превращена в ателье «Красный Крым», а позднее в Ялтинскую киностудию. 

Ялта – лучшее место для сьемок курортной или морской тематики

Уже на заре отечественного кинематографа Ялта стала излюбленным местом съемок фильмов южной или морской тематики. Пейзажи Южного берега Крыма полюбились как мэтрам отечественного, так и зарубежного кинематографа. Например, крупнейшей по тем временам кинофабрики Леона Гомона.

Один из отцов-основателей отечественного cinema — Александр Ханжонков впервые прибыл на полуостров для съемок дебютной полнометражной картины под названием «Оборона Севастополя». Во время путешествия с целью поиска натуры, Ханжонков осознал, что Крым, с его невероятным множеством природных и исторических памятников — это настоящий рай для кинематографистов. Его слова о том, что местные виды подходят для любой сложной натуры, со временем оказались пророческими.

Уже первая же работа Ханжонкова на крымской земле принесла ему не только зрительские симпатии, но и колоссальный репутационный успех. Картину сразу приметили при императорском дворе. Возможно, именно благодаря столь удачному дебюту, Ялта стала тем городом, который знаменитый исполнитель сказочной нечисти Григорий Милляр назвал «абсолютно киношным местом временно оккупированном туристами».

Как большевистские вожди, так и лидеры белого движения одинаково высоко оценили агитационный и развлекательный эффект кинематографа. В 1918 году киностудия продолжала исправно выпускать фильмы. В павильоне на улице Караимской шли съемки, а в здании гостиницы «Ореанда» шёл ежедневный кастинг актеров и статистов.

Можно сказать, что настоящий кинобум в Ялте начался уже после революции и национализации Ялтинской кинофабрики. Множество режиссеров Страны Советов отправилось в Крым исполнять ленинские заветы о важнейшем из искусств. Здесь проходили съемки сотен картин: от «Великого немого» до первых звуковых фильмов.

Ялтинская кинофабрика

Выходившие при содействии Ялтинской кинофабрики картины сказали свое особое слово в истории кинематографа. Например, «Новый Гулливер» Александра Птушко поразил весь мир не только новым взглядом на произведения Джонатана Свифта, но и новаторским смешением кукольной анимации и игрового кино.

 СПРАВКА. Ялтинская фабрика несколько раз меняла свое название, переходя из общесоюзного в республиканское подчинение. В течение года в Крыму работало до 30 съемочных групп. Творческим коллективам приходилось ждать около трех лет, чтобы получить возможность воспользоваться местными павильонами и натурными декорациями. На полуострове была создана общесоюзная кинематографическая база с чрезвычайно широкими возможностями для кинопроизводства. 

Крымское культурное многообразие позволяло снимать фильмы самых разных жанров и исторических эпох. У всех представителей киношных профессий были свои резоны для поездки в Крым. Художники по костюмам и постановщики черпали богатейший материал для работ в запасниках крымских музеев и с исторических гравюр. Операторы наслаждались обилием солнечных дней, а директора и администраторы радовались возможности экономить средства на достройке дорогостоящих декораций. И все это было сконцентрировано на очень небольшой территории.

Удивительные пейзажи, причудливые скалы и живописные бухты стали естественной декорацией для множества отечественных лент. «Человек-амфибия», «Остров сокровищ», «Пираты ХХ века», «Кавказская пленница» и десятки других фильмов, пользовавшихся сумасшедшей популярностью, были созданы именно здесь.

фильм "Алые паруса" в Крыму
фильм “Алые паруса” в Крыму

В Коктебеле был снят один из самых романтических фильмов нашего кино —«Алые паруса» по одноименному произведению Александра Грина. По крымским степям уходили от погони знаменитые «неуловимые мстители» и разворачивалось инопланетное действие фантастического фильма-утопии «Туманность Андромеды». Пейзажи таинственной кавказской республики, где происходило действие сверхпопулярной комедии «Кавказская пленница» — это тоже горный Крым. Съемки велись в районе Алушты и каменных массивов Демерджи и Ай-Петри.

Близость моря и глубоководные крымские бухты дали толчок к развитию в Крыму еще одного новаторского вида киноискусства — зрелищных подводных съемок. Одним из первых фильмов с серьезной работой в водной стихии стала фантастическая лента «Человек-амфибия», снискавшая огромную зрительскую любовь. С тех пор почти всё производство картин с подводной и комбинированной съемкой обязательно проходило именно на Крымском полуострове.

Самый кассовый отечественный боевик «Пираты ХХ века» — это, безусловно, первый советский блокбастер, выведший зрелищное отечественное кино на совершенно иной уровень. Для актеров и для создателей ленты все было в новинку: и драки с элементами восточных единоборств, и массовые трюковые сцены, и беспрецедентные по зрелищности и сложности подводные съёмки.

Современная Ялта

Возврат Крыма под юрисдикцию России стал мощным катализатором для возобновления на полуострове киносъемочного процесса. С весны 2014 года здесь происходят съемки более трех десятков фильмов, напомнив о лучших днях отечественной и крымской киноиндустрии. Круглый год на полуострове работают множество киногрупп, причем съемки не прекращаются даже ночью. Яркий свет софитов и грохот постановочных взрывов и выстрелов уже давно перестал удивлять местных жителей.

сьемки фильма в Ялте
сьемки фильма в Ялте

В самые продуктивные годы на натурных площадках Крыма работало до 70 съемочных групп за сезон, и это еще не предел. Сегодня имущество знаменитой Ялтинской киностудии — родной площадки для огромного количества отечественных киношедевров, национализировано Государственным советом Республики Крым и стало народным достоянием.

Как и в начале прошлого века, студия получила возможности для нового качественного рывка. Благо в самом Крыму есть все условия для реализации кинематографических проектов любой сложности. Историческое наследие этого места стало удивительной естественной декорацией под открытым небом. Дворцы в мавританском стиле, древние крепости и старинные маяки создают невероятно романтическую атмосферу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *